Страхование морских грузов

Главная » Cтрахование бизнеса » Страхование морских грузов

При перемещении морскими транспортными средствами любых грузов всегда присутствуют потенциальные риски его кражи, гибели, повреждения. Лишь страхование может защитить собственника перевозимого имущества от негативных моментов при транспортировке.

Способы перевозки

Учитывая варианты перевозки и размещения грузового объекта выделяют:

  • страхование объекта на судах;
  • страхование объекта в контейнерах.

Условия соглашения при первом варианте определяются исходя из:

  • типа и параметров зафрахтованного судна (сухогруз, танкер, рефрижератор), одним из наиболее важных среди которых является возраст;
  • варианта расположения объекта на судне (трюм, палуба).

Страхование груза, перевозимого в контейнерах, широко распространено, в основном благодаря тому, что в ходе всей транспортировки груз дополнительно защищается транспортной тарой от воздействия внешних факторов.

Основной проблемой в спорах сторон по страховой сделке является урегулирование убытков от недостачи груза при наличии неповрежденной пломбы. Нехватка в данной ситуации не выступает страховым случаем, если только страхователь не сумеет представить доказательства того, что она возникла в результате хищения.





Страхование перевозок проводится при учете их специфики и критериев, разработанных специально для определенных грузовых категорий (угля, нефти, зерна, пищевых масел и жиров, кормов).

Страховые риски

При страховании морских грузов учитываются риски, группируемые по трем группам:

  • Полное покрытие, защита от любых рисков, включая защиту от пиратства. Покрываются траты в случае аварий и спасательных мероприятий.
  • Частичное покрытие (без связи с франшизой) обеспечивает только риски (исключая крушение):
    • частичного ущерба грузу или его гибели, случившихся по причине аварий, пожаров, смывания с судна, взрывов);
    • опрокидывания, столкновения или попадания судна на мель, выброса на берег;
    • разгрузки груза в порту из-за аварии, землетрясения, стихийных явлений.
  • Страхование минимального количества рисков потери объекта без ответственности за урон от повреждений (общая авария, взрыв, опрокидывание, попадание на мель, пожар).

Во всех ситуациях компенсация предусматривает охват периода от времени вывоза объекта с точки складирования в начальном месте отправки до склада получателя или по прохождении 60-дневного периода после выгруза в порту назначения.

Подтверждением страховой ситуации служат:

  • судовой журнал (выписки из него);
  • протест (морской);
  • протоколы аварийных комиссаров;
  • показания свидетелей;
  • справка о неприбытии судна в точку назначения (при потере судна).

Стоимость и тарифы

Сумма страхования по сделке рассчитывается из страховой оценки объекта, определяемой из цены в договоре купли и затрат на перевоз, составляющих порядка 10%.

Страховые тарифы всегда связаны с конкретными условиями соглашения и в среднем составляют:

  • с ответственностью по любым рискам (за все) — 0,2% — 1,3%;
  • с ответственностью по ряду рисков (частную аварию) – 0,2% — 1,2%;
  • без ответственности (за повреждения) – 0,1% — 0,8%.

На показатель премии влияют вид товара и упаковки, маршрут перемещения, наличие промежуточных пунктов (перевалки), продолжительность нахождения в дороге.

Особенности соглашения

Договор морского страхования груза оформляется при подаче клиентом письменного заявления с использованием типовых форм страховых компаний.

В заявлении должно предусматриваться описание следующего:

  • наименования страхователя, адреса и контактных номеров телефонов;
  • груза (в разбивке по предназначенным к перевозке предметам), наименования, количества мест, веса, типа упаковки, особенностей;
  • транспортных документов для перемещения (квитанций, накладных, коносаментов);
  • транспорта (наименования, типа, марки, регистрационного номера);
  • способа отправки грузового объекта (трюм, палуба, налив, насыпь);
  • точек на маршруте (отправки, прибытия, перевалки);
  • даты отправления и прибытия объекта в конечную точку маршрута;
  • действительной цены груза;
  • суммы страхования;
  • вида ответственности по страховщику (определяется клиентом).

Страховщик вправе осматривать предлагаемый для оформления объект и при обоснованной необходимости назначить специальную экспертизу по определению действительной стоимости груза. Стороны сделки при совместном осмотре составляют опись с указанием характеристик по каждому виду объекта.

Для оценивания рисков по перевозке некоторых видов объектов, страховщик вправе привлекать экспертов и консультантов по соответствующим типам грузов.

Подтверждением заключения соглашения служит выдача сертификата или страхового грузового полиса.

Договор составляется на одну услугу (перевозку), на некоторое число перевозок на протяжении определенного временного отрезка или на 12 месяцев по любой схеме перевоза (генеральный договор).

При разработке условий договора особого внимания требует определение времени страхования грузов при морской перевозке и распространения покрытия на погрузку (перегрузку), хранение между пунктами при перегрузе и иные ситуации. Если сложно точно выяснить время перевозки, принято устанавливать лимит времени по действию покрытия на перевозку. После его окончания соглашение признается прекратившим действие, если СК не было выставлено требование дополнительной проплаты страховой премии.

Образец договора морского страхования.

В морских перевозках рискуют все участники процесса, но более всего – собственник груза. Избежать или уменьшить неприятности от получения ущерба его имуществом поможет страхование груза, выступающее гарантией возмещения ущерба.




Другие статьи по теме

Страхование опасных объектов
Страхование имущества юридических лиц
Страхование коммерческих рисков
Перестрахование рисков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *